Mosprojekt.ru

Mosprojekt.ru - аболиционистский блог

Рязанско-Козловская железная дорога
Перейти к: навигация, поиск
Рязанско-Козловская железная дорога
Рязано-Козловская железная дорога

Вокзал станции Козлов (ныне Мичуринск-Уральский)
Годы работы:

18661892

Страна:

Россия

Состояние:

С 1892 г. в составе Рязано-Уральской ж. д.

Подчинение:

Российская империя

Ряза́нско-Козло́вская желе́зная доро́га — одна из первых железных дорог России, построенная в 1865-1866 гг. на средства частного капитала.

Дорога названа по своим крайним пунктам: Рязани на севере и Козлова (ныне Мичуринск) на юге.

История

Вокзал станции Рязань

Ходатайство о постройке дороги от Рязани до Саратова через Козлов и Тамбов было подано предпринимателем Павлом Григорьевичем Фон-Дервиз в конце 1863 года, первым участком этой линии должна была стать Рязано-Козловская железная дорога.

В то время вся русская железнодорожная сеть состояла из линий: Царскосельской, Петербурго-Московской, Петербурго-Варшавской и Варшавско-Венской, Московско-Нижегородской, Риго-Динабургской, Волго-Донской, Грушевской, Московско-Сергиевской и Московско-Рязанской. Общее протяжение всех этих линий к концу 1863 года составляло всего 3254 версты.

П. Г. Фон-Дервиз предложил построить дорогу на капитал, предоставленный английской компанией, та в свою очередь требовала гарантий правительства, то есть уплаты ежегодно определенного процента на капитал вне зависимости от того, будет ли впоследствии дорога приносить доход и какой именно. Это предложение П. Г. Фон-Дервиза было отклонено.

Спустя год П. Г. Фон-Дервиз предложил построить дорогу на капитал полученный путем выпуска акций в английской валюте и облигаций в прусской валюте. На таких условиях концессия на постройку Рязанско-Козловской железной дороги была дана 12 марта 1865 года. Постройка дороги была произведена очень быстро: вся линия была построена и открыта для движения 4 сентября 1866 года. Архитектурный отдел дороги возглавлял архитектор А. П. Попов.

Дорога прошла по тому направлению, по которому издавна шел главный гужевой путь из юго-восточных степей в Москву. Заменив собою этот путь, дорога стала одною из самых первых по перевозке хлебных грузов и это обеспечило ей с первого же года эксплуатации значительный доход, составивший в 1867 году — 6,7 %, в 1868 году — 14,5 % и 1869 году — 18,1 %.

Ввиду того, что дорога испытывала значительный приток грузов и в скором времени была значительно перегружена, было принято решение о постройке второго пути. Путь был открыт 1 июня 1870 года. С этого времени дорога стала одной из самых доходных и самых грузонапряженных.

11 января 1892 года дорога прекратила свое существование влившись в общество Рязанско-Уральской дороги.

Источники архивные

  • РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 12. Доклад № 15. 29 июля 1865 г. "Об осмотре работ по устройству шоссе в имении Ильинском и железной дороги от Рязани до Козлова".
  • РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 13. Доклад № 23. 8 сентября 1866 г. "Об открытии движения по Рязано-Козловской жел. дор. 5 сентября".
  • РГИА, ф. 446, оп. 26, д. 15. Доклад № 2. 30 января 1868 г. "Об открытии 29 января движения по Воронежско-Козловской ж. д."
  • РГИА, ф. 446, оп. 2, д. 2. № 83. 18 июня 1869 г. Высочайший указ "Об отчуждении земель под устройство второго пути на Рязанско-Козловской железной дороге".
  • РГИА, ф. 446, оп. 27, д. 3. Доклад № 137. 15 сентября 1873 г. "Устав Общества Козлово-Воронежской железной дороги".
  • РГИА, ф 446, оп. 29, д. 16. Доклад № 13. 20 января 1895 г. "Об открытии правильного движения на участке от города Балашова до Камышина Рязанско-Козловской железной дороги".

Ссылки

  • История Рязанско-Уральской железной дороги. Рязанско-Козловская линия

Рязанско-Козловская железная дорога.