Mosprojekt.ru

Mosprojekt.ru - аболиционистский блог

АвтоВАЗ

53°33′24″ с. ш. 49°15′33.3″ в. д. / 53.556667° с. ш. 49.25925° в. д. (G) (O)

ОАО «АвтоВАЗ»
Тип

Открытое акционерное общество

Листинг на бирже

AVAZG , RU0009071187

Девиз компании

Lada — ключ к дорогам России

Год основания

1966

Расположение

 Россия: Тольятти
(Самарская область)

Ключевые фигуры

Комаров Игорь Анатольевич
(президент — генеральный директор)

Отрасль

Автомобилестроение

Продукция

Легковые автомобили

Оборот

137,63 млрд руб. (2010 год, МСФО)

Чистая прибыль

3,567 млрд руб. (2010 год, МСФО)[1]

Число сотрудников

72 тыс. человек (март 2010 года)

Материнская компания

Государственная корпорация «Ростехнологии»

Сайт

www.lada-auto.ru

ОАО «АвтоВА́З» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе[2]. Полное официальное название — Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ»[3][4].

Предыдущие названия — Во́лжский автомоби́льный заво́д (ВАЗ) (19661971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ»1971). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1972 году Волжскому автозаводу присвоено имя 50-летия СССР.[5]

Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»). Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок ВАЗ, «Lada» и «Ока». Штаб-квартира и основное производство находится в городе Тольятти Самарской области.

Содержание

История

Конвейер ВАЗа, 1969 год
Заводоуправление

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

Награда Автозавода

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. Интересно, что 15 апреля 1970 года Волжский автомобильный завод посетил Генри Форд-младший[6][7]. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчётном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[8]. За архитектуру комплекса Волжского автомобильного завода в 1977 году была вручена Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры.[5]

Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год. На 1 февраля 2012 года проектная мощность завода составляет 900 тыс. автомобилей в год.

После распада СССР

В 1990-х — начале 2000-х годов за контроль над «АвтоВАЗ» разразилась ожесточенная криминальная война, в ходе которой погибло порядка 500 человек, среди которых: криминальные авторитеты, бизнесмены, сотрудники милиции, журналисты, общественные деятели, руководство завода.[9][10]

С 2002 — по 2004 год существовала лотерея «АвтоВАЗ», где разыгрывались призы только по номерам купленных билетов, главный приз которой — автомобиль ВАЗ — Жигули.

Экономический кризис 2008—2009 годов

Здание заводоуправления ночью

В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.

30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу».[11]

Также модельный ряд «АвтоВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.[12]

В сентябре 2009 года руководством компании было объявлено о массовом сокращении персонала: до конца 2009 года будет сокращено 27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей «АвтоВАЗа», это будет одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей российской автомобилестроительной компании.[13] Впрочем, уже в начале октября стало известно, что в Правительстве России было согласовано увольнение только 5 тыс. человек, а первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов заявил: «Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье»[14]. В итоге, почти 22,5 тысячи работников компании были уволены в 2009 году, из них: 11,5 тысяч — оформили пенсию и 2,3 тысячи — досрочную пенсию. Оформление такой «массовой» досрочной пенсии явилось беспрецедентным для России явлением[15][16].

В то же время, в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письме в аппарат правительства заявило, что в нынешнем виде «АвтоВАЗ» фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (по расчётам министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять 76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив до 50 тыс. сотрудников «АвтоВАЗа» и потратив средства, которые предполагается выделить «АвтоВАЗу», на стабилизацию рынка труда в Самарской области.[17]

В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на «АвтоВАЗе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low cost (возможно, на базе «Калины»).[18] В ноябре 2009 года российское Правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест.[19] Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АвтоВАЗа». Соглашение предусматривает финансовую помощь «АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan.[20]

10 марта 2010 года совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил бизнес-план до 2020 года, по которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010—2020 годы в размере до 3 млрд евро.[2]

26 августа 2010 года президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая прибыль «АвтоВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года[21].

Собственники и руководство

Структура собственности

Логотип Альянса «Renault-Nissan»

С 22 декабря 2005 года, после ухода в отставку председателя совета директоров В. В. Каданникова, общим собранием акционеров установлено следующее распределение пакетов акций: 64 % акций ОАО «АВТОВАЗ» принадлежат его же дочерним предприятиям — «AVVA» (38 %), ЗАО «ЦО АФК» (24 %) и ЗАО «ИФК» (2 %). При этом ОАО «АвтоВАЗ» принадлежат 86 % акций «AVVA», а «AVVA» вместе с «АвтоВАЗ» владеют 60 % акций «ЦО АФК».

В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «Renault» планирует приобрести 25 % акций ОАО «АВТОВАЗ»[22]. 29 февраля 2008 года сделка состоялась, договор о продаже акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент «Troika Capital Partners» Сергей Скворцов и глава корпорации «Renault-Nissan» Карлос Гон[23]. Окончательная сумма сделки будет зависеть от итогов работы «АвтоВАЗ» в 20082009 годах, но не превысит 1,2 млрд долларов. После погашения казначейских акций завода «Renault» получит контрольный пакет акций.

На сентябрь 2008 года основные акционеры: Renault (25 %), «Ростехнологии» (25,1 %) и «Тройка диалог» (25,64 %)[13].

Руководство

На сентябрь 2009 года:

В разное время руководителями автозавода были:

29 декабря 2000 года в здании заводоуправления ОАО «АВТОВАЗ» открылась галерея портретов всех генеральных директоров «АВТОВАЗ» с момента его основания.[25]

Деятельность

Основные производства

Конвейер на АВТОВАЗе

В состав производственных единиц ОАО «АвтоВАЗ» входят:

  • металлургическое производство (МтП);
  • прессовое производство (ПрП);
  • сборочно-кузовное производство (СКП);
  • механосборочное производство (МСП);
  • инструментальное производство (ООО ЛАДА ИНСТРУМЕНТ);
  • производство ремонта и обслуживания оборудования (ООО АВТОВАЗПРОО);
  • производство пластмассовых изделий (ППИ);
  • опытно-промышленное производство (ОПП);
  • производство пресс-форм и штампов (ППШ)[26].

Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе, проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.

В 1966 по 1991 в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» входили 5 (пять) производств :

После развала СССР, в результате приватизации, все предприятия стали акционерными обществами и перешли к разным собственникам. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АвтоВАЗ», так и на другие автозаводы России.

«АвтоВАЗ» совместно с «General Motors» и Европейским Банком Реконструкции и Развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ». Совместное производство началось с выпуска внедорожника «Chevrolet Niva» («Шевроле Нива»).

Научно-технический центр

Здание Научно-технического центра АвтоВАЗа
Вид на испытательный трек с 24-го этажа заводоуправления

8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил автозавод. Результатом этого визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра.

4 сентября 1986 года Правительством страны было принято решение о создании на автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 19871994 годах были введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.

Первым руководителем научно-технического центра был В. В. Каданников19861988 годах).

7 сентября 2001 года, в честь 15-летия научно-технического центра, была открыта первая очередь технического музея.[27] Сегодня это — целый парк автомобильной и военной техники, где собраны уникальные экспонаты со всей страны. Музей открыт для посещения гражданами города.

После вхождения в число акционеров ОАО «АвтоВАЗ» французской компании Renault, принято решение о вхождении НТЦ ОАО «АвтоВАЗ» в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan.[28]

Первые модели, выпускавшиеся заводом — ВАЗ-2103 и ВАЗ-2101 в мотор-музее (Рига)

Экспорт

Несмотря на относительную локализацию основного рынка сбыта «АвтоВАЗа», автомобили его производства можно встретить в любом, даже самом удалённом уголке земли, даже в самых развитых странах. Например, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Германии.

Планы

Планы развития в компании связывают с дальнейшей интеграцией с Renault-Nissan. В конце 2011 года «АвтоВАЗ» поставил на конвейер автомобиль Lada Granta, в первом полугодии 2012 года — мини-вэн R90 и фургон F90 (Lada Largus) на платформе B0, в третьем квартале 2012 года планируется начало производства автомобиля Nissan также на платформе B0, к 2013 году — недорогой хетчбэк Granta и ещё два автомобиля Renault, также на платформе В0. Также в планах компании до 2013 года — модернизация ряда производств, расширение выпуска двигателей и коробок передач.[29]

Показатели деятельности

Кузов Lada Kalina на главном конвейере

Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году — 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто.

В 2008 году компания планировала выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, в том числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс. автомобилей «Lada 112 Coupe». Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2008 году предполагалось увеличить до 194 тыс. единиц.

Выпуск автомобилей на одного работника составляет около 5[источник не указан 369 дней] автомобилей в год, например у «Renault S.A.» этот показатель равен 19 автомобилей в год, а у Honda Motor — 25 автомобилей и 88 мотоциклов в год, при соизмеримом количестве сотрудников.

В кризисный 2009 год первоначально планировалось выпустить 475 тыс. автомобилей, затем эта цифра была скорректирована до 332 тысяч автомобилей. В 2009 году завод останавливался дважды с начала года. Сначала в феврале 2009 года — из-за отказа производителей автокомпонентов отгружать продукцию автогиганту, пока он не погасит перед ними свои долги. Другой раз — уже на весь август — по решению топ-менеджмента из-за проблем со сбытом.[30]

Статистика производства автомобилей (в шт.)

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008[31] 2009[32] 2010[33]
743619 674884 673821 656403 529403 607091 679570 740526 542522 677087 706377 767300 702963 699899 712000 721500 724000 770000 801600 294737 545450

По подсчётам компании Ernst&Young, в 2007 году в России было продано около 2,65 млн автомобилей, из которых «АвтоВАЗ» продал 663,5 тыс. автомобилей (что на 6,2 % больше, чем в 2006 году).

Выручка компании по МСФО в 2008 году составила 192,07 млрд руб. (в 2007 году — 187,6 млрд руб.), чистый убыток — 24,66 млрд руб. (в 2007 году — чистая прибыль 3,7 млрд руб.)[13][34].

В 2009 году в ОАО «АвтоВАЗ» изготовлено 294 737 автомобилей LADA (в том числе для экспорта — 34756 автомобилей всех семейств LADA). Также выпущено 43047 сборочных комплектов. Лидером по объёму производства стало семейство LADA PRIORA: изготовлено более 91 тысячи этих автомобилей.

В I квартале 2010 года убыток АВТОВАЗа составил 2,6 млрд рублей, во II квартале чистая прибыль по РСБУ составила 1 млрд рублей.[2] Объём продаж АвтоВАЗа во II квартале повысился в два раза по сравнению с I кварталом.[2]

В 2010 году в России продано 517 147 автомобилей LADA. По сравнению с 2009 годом реализация автомобилей LADA в России выросла на 48 %. По программе утилизации в 2010 году продано 221 584 автомобиля. На экспорт отправлено за 2010 год 41 577 автомобилей.

На 2011 год за всю историю завода произведено более 26 000 000 автомобилей. Около 57 % автопарка России — автомобили марки ВАЗ.[35]

Дочерние компании

Наименование Деятельность Доля владения акциями
ООО «Лада Медиа» — ВАЗ-ТВ Телерадиокомпания г. Тольятти 100 %
ООО «Лада инструмент» Инструментальное производство 100 %
ООО «Волжский машиностроительный завод» ПТО — производство технологического оборудования 100 %
ЗАО «Лада Имидж» Официальный дистрибьютор по продаже автозапчастей 100 %
ОАО «Лада Сервис» Дилерская сеть LADA, объединяет 140 дочерних региональных компаний 100 %
ОАО «АВТОВАЗТРАНС» (ВАЗ Траст) Автотранспортные и железнодорожные перевозки 100 %
ЗАО ФСК «ЛАДА ДОМ» Строительная компания 100 %
ЗАО «Завод строительных материалов» Кирпичный завод 100 %
ООО «Соцкультбыт-тур» Объединяет базы отдыха: «Фортуна», «Стрежень», «Дружба», «Голубая гавань», «Усинская», «Алые паруса» 100 %
«НПФ АвтоВАЗ» Негосударственный пенсионный фонд ОАО «АвтоВАЗ» 100 %
ЗАО «ВАЗ-систем» Компьютерное программное обеспечение, фактически является юридическим лицом ДИС (дирекции информационных систем АВТОВАЗа) 100 %
ООО «Двор печатный АвтоВАЗ»[36] Типография 100 %
ЗАО СП «GM-АВТОВАЗ» Совместное предприятие GM и АВТОВАЗ 41,61 %
ОАО «АвтоВАЗагро» Озеленение, разведение и высадка саженцев
ЗАО МСК «АскоВАЗ» Медицинская страховая компания более 50 %
ОАО «ЛифтЭлектроСервис» Обслуживание лифтов, эскалаторов
АНО «Планета детства Лада» Детские дошкольные учреждения менее 50 %
ОАО ПСА «Бронто» Производство спецавтомобилей менее 50 %
«Гостиница Юбилейная» Гостиница в Автозаводском районе

Модельный ряд

В настоящее время серийно выпускаются автомобили:

  • семейство Lada Kalina — семейство легковых автомобилей, выпуск которых начался 18 ноября 2004 года;
  • седан Lada Granta — бюджетный вариант седана Kalina, выпускаемый с 29 ноября 2011 года[37];
  • семейство Lada Priora — седан, 5-дверный хетчбек и универсал;
  • семейство Lada Samara II («Лада Самара II») — седан, 3-дверный и 5-дверный хэтчбеки с приводом на передние колёса;
  • Lada 4×4 («Лада 4×4») — полноприводный автомобиль повышенной проходимости, до 2005 года именовавшийся «Lada Niva» («Лада Нива»).

Серийно выпускаемые двигатели:

  • модификации двигателя ВАЗ-2101 для «Лада Классик»;
  • модификации двигателя ВАЗ-2108 для «Лада Самара», «Лада 110» и «Калина»;
  • двигатель ВАЗ-2112 и его версии для «Лада 110», «Калина» и «Приора»;
  • версии двигателя ВАЗ-2121 для «Лада Нива»;
  • двигатель ВАЗ-1118 для «Лада Калина».

Кроме того, «АвтоВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и запасных частей для моделей, снятых с производства или производящихся в других городах России и за рубежом.

Среди основных планов ОАО «АвтоВАЗ»:

Lada Largus
  • 2012 год — на платформе B 0: совместный проект «Renault-АвтоВАЗ» автомобиль «Lada Largus».
  • 2015 год — хэтчбек сегмента B и кроссовер сегмента С,
  • 2016 год — новой модели Priora, кроссовера В-сегмента и седана С-класса.
  • 2011 год «АвтоВАЗ» прекратил производство классических моделей (2105, 2107), а семейство Sаmara планируется снять с производства в 2014 году.
  • 2020 год компания намерена производить 9 моделей на 3 (или 4) платформах в шести сегментах. На три модели — Low Cost, новая «Приора» и C-класс — будет приходиться 70 % объёмов производства, следует из программы.

Годы производства


Римскими цифрами указано поколение автомобилей.

Латиница в написании названий автомобилей

В сентябре 2004 года руководство предприятия объявило о переводе всех выпускаемых автомобилей на единый бренд, писать который было решено не кириллицей, как это предполагают нормы русского языка, а латиницей. Вместо аббревиатуры «ВАЗ» автомобили, в том числе модели, выпускавшиеся не одно десятилетие, получили единое название «Lada», ранее применявшееся лишь в качестве торговой марки для экспортных вариантов. Между тем тогдашний руководитель «АвтоВАЗа» Владимир Каданников заявил, что самые меткие названия его продукции даёт народ — «копейку» и «зубило» не искоренит никакая латиница[38]. Журналист ведущего и старейшего российского автомобильного издания «За рулём» выразил недоумение в требовании написания латиницей давно существовавшего названия российского автомобиля Лада Самара, по его данным даже в 2008 году продавцы и покупатели по-прежнему используют старые наименование моделей — «двенадцатая», «тринадцатая» и т. п.[39].

Использование жаргонизмов

Коллекция некоторых моделей 1:43 автомобилей ВАЗ

С середины 1990-х годов применительно к автомобилям, выпускаемым предприятием стали использоваться жаргонизмы «ТАЗ», или «Тазик», происхождение которых очевидно по аналогии с аббревиатурами других советских автозаводов («ГАЗ», «КАМАЗ», «УАЗ»), названных по месту, где они находятся. В 1997 году слово появляется в материале о российском автопроме в материале обозревателя таблоида «Мегаполис-Экспресс» Михаила Берлогина. В 2000-х годах слово часто использовалось в статьях журналистов о продукции «АвтоВАЗа» в ироничном ключе, а также в тематических интернет-форумах[40][41].

Жаргонизм «ТАЗ» активно использовался в лозунгах участников общероссийской акции протеста против повышения таможенных пошлин на автомобили иностранного производства в конце 2008 года, в частности, в ходе акции в Екатеринбурге, в которой приняли участие более 1000 автомобилистов, а также в Москве[42][43].

В интервью журналу «Итоги» президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин в мае 2009 года заявил[44]:

Про «тазики» обычно заводят речь, чтобы задеть нас или унизить. Напрасный труд! Мы реально оцениваем качество производимой продукции, понимаем, что выпускаем бюджетные автомобили, которые некорректно сравнивать с машинами классов С, D, Е или SUV.

Часто жаргонные названия используются и для именования отдельных моделей автомобилей, выпускающихся «АвтоВАЗом»:

  • «Копейка», «Копьё» — ВАЗ-2101.
  • «Четвёрка» — ВАЗ-2104.
  • «Дуплет» — ВАЗ-21099.
  • «Пятнашка» или «Пятнарик» — ВАЗ-2115.
  • «Пятёрка» или «табуретка» — ВАЗ-2105.
  • «Шаха́» или «шоха», «шестёрка», «шарик» — ВАЗ-2106.
  • «Семёрка», «Семёра», — ВАЗ-2107.
  • «Зубило» — первое поколение серий «Samara» и «Спутник» (2108, 2109, 21099), «Погремушка» — версия с высоким торпедо.

(Иногда «зубилом» называют и второе поколение Samara (2113, 2114, 2115), отличающуюся от поздних инжекторных версий первого только внешним видом и предустановленными антикрыльями).

  • «Четырка» или «Чепырка» — ВАЗ-2114
  • «Червонец» или «Чи́рик», «Десятка» — ВАЗ-2110. Также название «Десятка» часто используется для обозначения всего «десятого» (ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112) семейства автомобилей.
  • «Беременная антилопа» (за характерный вид задних колесных арок) — ВАЗ-2110.
  • «Матрёшка» — ВАЗ-2112.
  • «Калина» — Лада Калина.
  • «Тазик», или «Таз» — пренебрежительное наименование всех автомобилей, выпускаемых заводом, используемое в критических материалах СМИ[45], либо российскими общественными активистами, выступающими против повышения пошлин на ввоз автомобилей иностранного производства и поддержки «АвтоВАЗа» за счёт средств из госбюджета[42]. Используется (как для автомобилей, так и для самого завода) и вариант «ТАЗ» — аббревиатура от «Тольяттинский автомобильный завод» — с тем аргументом, что названия советских автозаводов должны указывать на город, где они расположены (ГАЗ, МАЗ, КрАЗ), а «ВАЗ»-ом мог бы с тем же успехом именоваться и горьковский (нижегородский) автозавод.

Практически все модели часто называют просто по номеру: «четвёрка» (2104), «двенашка» (2112), «девятка» (2109) и т. д.

Известные работники

Герои Социалистического Труда:

  1. Житков, Анатолий Анатольевич — генеральный директор.
  2. Каданников Владимир Васильевич — генеральный директор.
  3. Клейменов, Семён Васильевич — наладчик автоматических линий механосборочного производства.
  4. Кузнецов, Владимир Ильич — cлесарь-ремонтник прессового производства.
  5. Малыхин, Василий Михайлович — бригадир электромехаников сборочно-кузовного производства.
  6. Маркелов, Владимир Анатольевич — слесарь механосборочного производства.
  7. Поляков Виктор Николаевич — первый генеральный директор,
  8. Шурганов, Николай Афанасьевич — кузнец-штамповщик металлургического производства.

Кавалеры ордена Ленина:

  1. Евсеев, Алексей Сергеевич — главный металлург, начальник управления по развитию производства оборудования и оснастки.
  2. Исаков, Валентин Иванович — генеральный директор.

Кавалеры ордена Трудовой Славы:

  1. Огнев, Геннадий Николаевич — фрезеровщик, кавалер ордена Трудовой Славы трех степеней.[46]

Социальная политика

В годы перестройки «АвтоВАЗ» передал со своего баланса многочисленные объекты социальной инфраструктуры, ранее финансировавшиеся за его счёт. В частности, в 1991 году на баланс города был передан построенный в 1966—1991 годах жилой фонд сотрудников.

В 2008 году на баланс города были переданы дворец спорта «Волгарь», спортивный стадион «Торпедо», «Дом культуры и техники ДКиТ», спортивный комплекс «Олимп»[47]. В 2009 году «АвтоВАЗ» отказался от содержания трёх комплексных общежитий для иногородних работников[48]. В декабре 2009 года медицинская служба предприятия (поликлиники и санатории «Прилесье» и «Алые паруса») переданы Федеральному медико-биологическому агентству.

Критика

Низкое качество автомобилей производства «АвтоВАЗа» стало широко известным фактом и часто высмеивается в среде автомобилистов. В октябре 2009 года «АвтоВАЗ» в презентации бизнес-плана впервые признал, что производит автомобили «чрезвычайно низкого» качества, и назвал себя неэффективным по многим пунктам. Одной из причин такой ситуации было названо «низкое качество покупных комплектующих».[49].

Интересные факты

Внешние изображения
Старый значок ветерана
Удостоверение «ВЕТЕРАН ВОЛЖСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА»
В 1987 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная 250-летию города Тольятти, где в стилизованном виде изображены: стела с Ладьёй, главный конвейер и здание металлургического корпуса.
  • Сотрудникам, проработавшим на заводе более 20 лет — присваивается звание «Ветеран Волжского Автомобильного Завода» с вручением соответствующего удостоверения. Этого звания удостаивались также люди, не являвшиеся сотрудником завода.[50] Существуют значки «Ветеран АвтоВАЗа» (отличающиеся логотипом завода), а также одноименная медаль.
  • «АвтоВАЗ» стал первым предприятием в СССР, на котором в 1983 году с помощью логической бомбы в компьютерной программе был остановлен сборочный конвейер.[51]
  • Осенью 1999 года в результате автоэкспедиции «Тибет-99», организованной из Санкт-Петербурга на двух автомобилях ВАЗ-2131 и одном ВАЗ-2120, был осуществлён рекордный горный подъём на удлинённой «Ниве» до отметки 5726 метров.[52][53]
  • Автомобили производства ОАО «АвтоВАЗ» являются самыми угоняемыми (по числу) в Москве (по данным за январь-сентябрь 2008 года).[54]
  • На территории предприятия имеется вертолётная площадка, которая регулярно использовалась до развала СССР для перевозки вертолётами грузов и руководителей завода. Вертолётные площадки имеются только в пяти населённых пунктах Самарской области: в Курумоче (аэропорт), Смышляевке (аэропорт), Волжском Утёсе (резиденция Президента), Самаре[55] и Тольятти.[56] В настоящее время используется редко.[57]

Спорт

  • Регулярно проводятся соревнования «Кубок ЛАДА», а также кольцевые трековые гонки и различные российские соревнования по ралли, где участвуют автомобили производства «АвтоВАЗа» или спонсором соревнований является «АвтоВАЗ», в частности — автокросс «Серебряная ладья».
  • С 2009 года в кольцевых гонках чемпионата WTCC участвует Lada Priora.

См. также

Примечания

  1. годовой отчет за 2010 год
  2. ↑ «АвтоВАЗ» во II квартале получил 1 млрд руб чистой прибыли // РИА Новости, 13 июля 2010
  3. Отчет ОАО «АвтоВАЗ» за II квартал 2009 г. // lada-auto.ru  (Проверено 15 октября 2009)
  4. В полном названии предприятия присутствует грубый ненормативный семантический плеоназм: «АвтоВА́З» дословно означает «АВТОмобильный Во́лжский Автомоби́льный Заво́д».
  5. ↑ И это все о нём… Общие вопросы истории Волжского автозавода.
  6. 40 лет по конвейеру
  7. Как запускали АвтоВАЗ: люди, даты, явления (1966—1995)
  8. Хронологические даты приведены из книги «Здравствуй, Автоград!», Куйбышевское книжное издательство, 1975
  9. Самые кровожадные ОПГ СНГ. Банда «волговских»
  10. Криминальные войны на АвтоВАЗе
  11. Юлия Федоринова, Глеб Столяров, Надежда Иваницкая. Больше, чем просил // Ведомости, № 56 (2326), 31 марта 2009
  12. Фёдор Буцко. Список машин для льготного кредитования // Dni.ru, 19 декабря 2008
  13. Юлия Федоринова, Екатерина Назарова, Алена Чечель, Евгения Письменная. Зона уволенных // Ведомости, № 181 (2451), 25 сентября 2009,
  14. Алексей Непомнящий, Алена Чечель. Вранье в Тольятти // Ведомости, № 191 (2461), 09 октября 2009
  15. Почти 22,5 тыс. работников «АвтоВАЗа» были уволены из-за финкризиса
  16. Пенсионеры с ВАЗу!..
  17. «АвтоВАЗ» признали нетрудоспособным // Коммерсантъ, № 192 (4247) от 15.10.2009  (Проверено 15 октября 2009)
  18. Алексей Непомнящий, Юлия Федоринова. «Я сказал Путину, что наличных у нас нет», — Кристиан Эстев, старший вице-президент Renault, генеральный директор Renault в России // Ведомости, № 211 (2481), 09 ноября 2009
  19. Ростехнологии и Рено подписали протокол о рекапитализации «АвтоВАЗа»//Татар-информ, 27.11.09г.
  20. Ростехнологии и Renault подписали соглашение о рекапитализации «АвтоВАЗа» //Интерфакс, 27.11.09г.
  21. Чистая прибыль "АвтоВАЗа" за 7 месяцев составила 24 млн рублей, РИА Новости (26 августа 2010). Проверено 26 августа 2010.
  22. Renault покупает 25 % акций АВТОВАЗа по «справедливой» цене
  23. Коммерсант: Французу отдана 25 % плюс 1 акция АВТОВАЗ
  24. Алексей Непомнящий. «АвтоВАЗ» возглавил Игорь Комаров // Ведомости, 28 августа 2009
  25. Новая традиция АВТОВАЗа
  26. АВТОВАЗ: шесть лет производству эксклюзивной оснастки
  27. Музей, рожденный АВТОВАЗом
  28. Научно-технический центр АвтоВАЗ войдет в состав глобального инженерного альянса с Renault/Nissan
  29. «В последнее время некогда даже голову поднять», — Игорь Комаров, президент «АвтоВАЗа». // Ведомости, 28.03.2011, № 53 (2819). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 28 марта 2011.
  30. Кризис как норма жизни. «Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012.
  31. Екатерина Назарова. Надо тормозить // Ведомости — Самара, № 11 (2281), 23 января 2009
  32. Годовой отчёт Открытого акционерного общества «АвтоВАЗ» за 2009 год
  33. Годовой отчёт Открытого акционерного общества «АвтоВАЗ» за 2010 год
  34. Юлия Федоринова, Глеб Столяров. Завод в обмен на дилера // Ведомости, № 213 (2235), 11 ноября 2008
  35. АВТОВАЗ: 45 ЛЕТ
  36. АВТОВАЗ начал процесс перевода подразделений в «дочки»
  37. Долгожданный и народный. // interfax-russia.ru. Проверено 2 декабря 2011.
  38. ОАО «АВТОВАЗ» объявило о переводе всех своих моделей на единый бренд — Lada
  39. Семейство Lada Samara: Жизнь в «Самаре»
  40. Новая автомобильная газета
  41. Второй раз — Реноваз
  42. ↑ Акция протеста автомобилистов в Екатеринбурге
  43. Митинг против повышения пошлин на ввозимые иномарки в Москве
  44. Интервью директора АвтоВАЗ Бориса Алешина журналу «Итоги» № 19 / 673 от 04.05.09
  45. А ВАЗ попрошу остаться
  46. Слава Вам, герои отечества!
  47. Социалка ВАЗа на балансе города
  48. Бывшие комплексные общежития АВТОВАЗа
  49. «АвтоВАЗ» признал низкое качество машин // Газета.ru, 06.10.2009
  50. Полжизни об АВТОВАЗе
  51. Логическая бомба
  52. «Тибет-99»: в гостях у казахских вазовцев
  53. Автомобили «Нива» : 10 неизвестных фактов
  54. Названы самые угоняемые автомобили в столице
  55. Вертолетная площадка на набережной Волги может заработать летом
  56. В центре Самары может появиться вертолетная площадка
  57. АвтоВАЗ потеснится для новой модели
  58. «АВТОВАЗ» подтвердил размещение логотипа на болидах «Рено»
  59. Официальный сайт Кубка LADA Granta

Ссылки

Викиновости по теме:
Рабочие АвтоВАЗа пожаловались Путину на руководство
  • Официальный сайт ОАО «АвтоВАЗ»
  • Официальный сайт Группа «АВТОВАЗ»
  • История «АвтоВАЗ»

АвтоВАЗ.